-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ћитературный_¬ечерок

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.11.2016
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 13013


7 великих незаконченных романов

ѕ€тница, 14 ћа€ 2021 г. 22:00 + в цитатник

7 великих незаконченных романов

6120542_AaIMwXjljCw_1_ (700x621, 175Kb)

1. «ƒубровский»јлександр ѕушкин
Ќазыва€ ѕушкина солнцем русской поэзии, критики и почитатели порой забывают о том, что в 20—30-х годах XIX века ему не было равных и в прозе. «јрап ѕетра ¬еликого», «ѕовести Ѕелкина», « апитанска€ дочка» — каждое из этих произведений поражает исполинской силой писательского дара. »з р€да шедевров, впрочем, несколько выбиваетс€ «ƒубровский» — необработанный и, по всей видимости, незавершенный роман ѕушкина. » дело тут не только в том, что автор попросту не успел довести до идеала €зык произведени€.
¬ «ƒубровском» на фоне конфликта между благородным изгоем и сытым барином слишком хорошо чувствуетс€ конфликт ѕушкина с самим собой. — одной стороны, св€занный семейными об€зательствами, он стремилс€ угодить публике и написать, как сейчас бы сказали, бестселлер, чь€ попул€рность подпитывалась бы всеобщей любовью к ¬альтеру —котту. — другой, созданный ѕушкиным русский –обин √уд своим трагическим пылом т€готел скорее к шиллеровским «–азбойникам» и был сложнее картонных народных героев, столь прит€гательных дл€ аудитории. —ам роман фактически был озаглавлен датой — «21 окт€бр€ 1832 года» — именно в тот день ѕушкин начал его писать. «ƒубровский» — плод осторожной фантазии издателей, которые напечатали книгу через четыре года после дуэли с ƒантесом.

2. «Ѕувар и ѕекюше» √юстав ‘лобер
јвтор величайшей похвалы пошлости — романа «√оспожа Ѕовари» —√юстав ‘лобер решил пойти по стопам Ёразма –оттердамского и написать еще и похвалу глупости. «Ѕувар и ѕекюше» — истори€ о двух болтунах-переписчиках, которые на старости лет бросили рутинную конторскую работу и поселились на ферме. “ам они пытались заниматьс€ сельским хоз€йством, медициной, политикой, но, будучи хроническими дилетантами, неизменно терпели неудачи во всех своих начинани€х. ‘ормально считаетс€, что замысел романа пришел к ‘лоберу в начале 70-х годов XIX века, когда он собирал «Ћексикон прописных истин». Ётот самый «Ћексикон» — коллекци€ банальщин, подслушанных писателем в буржуазных салонах, — и должен был стать второй частью «Ѕувара и ѕекюше».
ќднако может показатьс€, что образы парочки забавных глупцов по€вились в голове ‘лобера существенно раньше — еще во врем€ работы над «√оспожой Ѕовари». «акадычные друзь€ словно младшие брать€ аптекар€ ќмэ, ионвильского диктатора, который невольно подсказал Ёмме способ покончить с собой. Ѕувар и ѕекюше, по сути, исповедуют ту же философию наглого невежества, что и ќмэ. Ќеудивительно, что, в конце концов, они терп€т духовный крах, а роман о них становитс€ последним приговором ‘лобера французскому обществу ¬торой империи, пусть и не законченным — в 1880 году писатель умер, не успев дописать книгу.

3. «ѕохождени€ бравого солдата Ўвейка» ярослав √ашек
¬есельчак и выпивоха √ашек стал бы символом чешской литературы и без «Ўвейка». Ќа его счету около 1 500 рассказов, памфлетов и прочих очерков. ќни мастерски написаны и переведены на дес€тки €зыков, включа€ русский. ќднако именно «Ўвейк» вместил в себ€ не только весь комплекс гашековских анархических идей, но и огромную, беспощадную и смешную реальность, в которой писателю приходилось жить, творить и воевать. √ашек создал удивительный гибрид военной эпопеи и плутовского романа, пронизанный чешским юмором — сытным и пахнущим пивными дрожжами.
 нига должна была состо€ть из шести частей, но √ашек успел закончить только три и приступить к четвертой. —мерть прервала работу автора над «ѕохождени€ми», а когда 39-летнего бунтар€ похоронили, издатель попросил  арела ¬анека, друга √ашека, дописать книгу. ѕравда, «ѕриключени€ бравого солдата Ўвейка в русском плену» были уже не оглушительной канонадой, а скромной картечью — то ли потому, что ¬анек не мог похвастатьс€ громким талантом, то ли потому, что вз€лс€ писать о чересчур болезненном предмете: он сам побывал в шкуре военнопленного и, видимо, еще не успел отойти от т€желых воспоминаний.

4. «“айна Ёдвина ƒруда» „арльз ƒиккенс
„арльз ƒиккенс умер в 58 лет.   этому времени он широко прославилс€ как в јнглии, так и за ее пределами и неплохо зарабатывал. Ќо писательство стало дл€ ƒиккенса кабалой. ѕрактически каждый из его романов представл€л собой своеобразный литературный сериал: книги ƒиккенса печатали не целиком, а част€ми. ƒочитав очередную главу, заинтригованна€ публика с нетерпением ждала следующей. ¬ таких услови€х писатель не мог позволить себе сделать выдох, чтобы набратьс€ сил. ѕод конец жизни ƒиккенс напоминал загнанную лошадь, и это сполна отразилось в неоконченном готическом детективе «“айна Ёдвина ƒруда».  ак несчастное животное хрипит и плюетс€ пеной в ожидании спасительной пули, так и ƒиккенс вложил в свой последний роман агоническое напр€жение, которое в июне 1870 года разрешилось внезапным — и таким предсказуемым — инсультом.
«“айна Ёдвина ƒруда» — книга чрезвычайно динамична€, резка€, захватывающа€. ≈е вли€ние на литературу — огромно, и оно простираетс€ не только на ”айльда, —тивенсона и „ерстертона, верных последователей диккенсовской традиции, но и существенно дальше. ¬ «“айне Ёдвина ƒруда» ƒиккенс добиваетс€ от читателей глубокой эмоциональной вовлеченности в сюжет и позвол€ет им быть не сторонними наблюдател€ми, а как бы непосредственными участниками описываемых событий. »менно этот прием л€жет в основу американского «нового журнализма» 60—70-х годов XX века, а сама книга родит не одно поколение филологов, которые до сих пор бьютс€ над загадкой: что же на самом деле случилось с Ёдвином ƒрудом?

5. «„еловек без свойств» –оберт ћузиль
≈сли бы кому-то пришло в голову составить список смертных грехов великих писателей, то к уже известным семи стоило бы добавить еще один — гигантоманию.  аждого большого автора хоть раз в жизни посещал замысел эпохального произведени€, в котором отраз€тс€ все аспекты быти€. ƒл€ ƒжойса таким произведением стали «ѕоминки по ‘иннегану», дл€ ћелвилла — «ћоби ƒик», дл€ Ѕальзака — цикл «„еловеческа€ комеди€», дл€ –оберта ћузил€ — роман «„еловек без свойств», стоивший автору двадцати лет жизни. —осредоточившись на работе над книгой, ћузиль влачил практически нищенское существование и насыщалс€ лишь желанием рассказать правду о том, что происходило в јвстро-¬енгрии накануне ѕервой мировой войны.
—овременники романа не пон€ли: ћузиль выбрал тему сложную и, признатьс€, уже не особенно актуальную — первые две книги «„еловека» были изданы в начале 30-х годов; писал чересчур умно и тонко, без снисхождени€ к читателю; сыпал иде€ми, но не трудилс€ их объ€сн€ть. »нтерес к «„еловеку без свойств» вспыхнул только в 1950 годы, когда его автора уже не было в живых. ћир, взбудораженный ¬торой мировой, вдруг пон€л, что истоки бойни нужно искать в прошлом, и с удивлением обнаружил вердикт ћузил€, который в лице ”льриха, главного геро€ книги, обвинил в нравственной импотенции всех своих соотечественников.

6. «јмерика» ‘ранц  афка
ѕуть ‘ранца  афки в литературу был столь тернист, а самооценка — столь невысока, что перед смертью он завещал уничтожить свои произведени€. Ѕолее того, три его романа — «јмерика», «ѕроцесс» и ««амок» — остались незавершенными. Ќо если «ѕроцессу» и ««амку» недосказанность, по большому счету, идет лишь на пользу (оба они обрываютс€ как страшный сон — пробуждением), то открытый финал «јмерики» кажетс€ злой шуткой. ѕервую главу романа, « очегар», опубликовали в 1913 году, и вр€д ли тогда кто-то мог догадатьс€ о том, что за ней стоит один из самых мрачных писателей XX века. «јмерика» отчасти укладываетс€ в реалистическую традицию: утонченный психологизм, внимание к детал€м, борьба в душе главного геро€.
–оман служит своеобразной попыткой чешского евре€ оседлать американскую мечту — именно поэтому в нем порой сквозит истинно драйзеровский пафос. ёный  арл –оссман неизбежно должен был либо прийти к успеху, либо остатьс€ у разбитого корыта своих честолюбивых мечтаний. ќднако в 1914 году  афка бросил работу над книгой — устал, надоело, передумал. ћысли писател€ уже бередил образ …озефа  ., и финал «јмерики» пропал без вести.  стати,  афка изначально так и собиралс€ назвать свой роман: «ѕропавший без вести». «јмерикой» его окрестил ћакс Ѕрод — душеприказчик  афки, который отказалс€ выполнить последнюю волю умершего друга и все-таки отдал в печать его работы.

7. «Ћаура и ее оригинал» ¬ладимир Ќабоков
Ћитературное наследие Ќабокова традиционно вызывало у научного сообщества едва ли не больший интерес, чем рукописи, спр€танные в окутанном тайной поместье —элинджера, — то ли мифические, то ли реальные. ќ том, что автор скандальной «Ћолиты» оставил после себ€ незаконченный роман, в названии которого фигурировало еще одно женское им€ на букву «Ћ», было известно всем. ”тверждать, что книга все-таки будет издана, не мог никто. Ќабоков, с характерной дл€ него безапелл€ционностью, перед смертью наказал жене: «Ћауру» — уничтожить. ќднако вдова долго не решалась пойти на преступление против литературы и, в конце концов, переложила ответственность на плечи сына, а тот, в свою очередь, постановил: «Ћауре» — быть. —топка исписанных убористым почерком карточек, хранившихс€ в швейцарском банке, перекочевала к издател€м, и в но€бре 2009 года томна€ красавица вышла из типографской пены.
Ћитературоведы, естественно, тут же очерт€ голову кинулись препарировать долгожданную, двухсотстраничную тушку. ј вот дл€ массового читател€ сенсацией стало не столько содержание книги, сколько сам факт ее публикации. Ўутка ли: на полках магазинов по€вилс€ «новый» роман одного из крупнейших прозаиков XX века. «ыбкое, пористое повествование, склеенное из 138 фрагментов, могло бы стать символом литературы модернизма. Ќо дл€ того, чтобы пон€ть его, нужно знать творчество Ќабокова на приличном научном уровне, а этим может похвастатьс€ далеко не каждый, в чьей домашней библиотеке оказалась «Ћаура и ее оригинал».

–убрики:   Ќ»√»
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку