-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ћитературный_¬ечерок

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.11.2016
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10853


ѕ€ть книг о скандинавской мифологии

¬торник, 02 »юл€ 2019 г. 20:13 + в цитатник

ѕ€ть книг о скандинавской мифологии

6120542_ayPPpVvNAMQ (200x263, 20Kb)

“. Ќ. ƒжаксон. —кандинави€: боги и герои

“ем, кто имеет лишь смутные представлени€ о скандинавской мифологии, резонно пойти по пути наименьшего сопротивлени€ и обратитьс€ к почтенному жанру попул€рных переложений «дл€ чайников».   античной мифологии многие поколени€ отечественных читателей приобщались через «Ћегенды и мифы ƒревней √реции» Ќ. ј.  уна. » лишь в 1996 г. по€вилась аналогична€ книга по скандинавской мифологии. ’от€ за прошедшие два с лишним дес€тилети€ нива попул€ризации скандинавских мифов в нашей стране была заметно вспахана, в том числе благодар€ интернету и кино, всЄ же компактна€ книжка “. Ќ. ƒжаксон остаетс€ идеальным выбором дл€ начинающих. —южеты мифов изложены там живо и емко, и сведени€м вполне можно довер€ть — ведь, во-первых, книга написана одним из ведущих российских скандинавистов, а во-вторых, она довольно строго следует первоисточнику — «ћладшей Ёдде» —норри —турлусона (XIII в.).

≈динственный недостаток книги — по современным стандартам ее возрастной рейтинг составл€ет 12+. ћифы цензурированы, из них изгнан смачный €зыческий юмор — в частности, истори€ ћЄда ѕоэзии приводитс€ не полностью. ќднако дл€ школьников эта книга выполн€ет свою задачу на п€терку, и, если ребенок спрашивает, что бы почитать о скандинавской мифологии, можно смело подсовывать ее.

6120542_1b0qqpyf5Ts (190x300, 23Kb)

¬. я. ѕетрухин. ћифы древней —кандинавии

“ем, кто уже не школьник и хочет составить более системное представление о скандинавской мифологии, не удовольству€сь простым пересказом, пригодитс€ книга ¬. я. ѕетрухина. ћифологи€ никогда не была основной специальностью ее автора — ѕетрухин историк и археолог, — но в данном случае это скорее достоинство.  нига начинаетс€ вовсе не с мифов как таковых: автор доходчиво и умело вводит читател€ в историко-культурный контекст (откуда берет начало скандинавска€ культурна€ традици€, кто такие древние германцы, что известно о самых ранних этапах их истории и откуда это известно). Ћишь затем автор переходит к обзору скандинавского €зыческого пантеона. Ќе претенду€ на новаторские толковани€, он добросовестно излагает мейнстримные дл€ XIX и большей части XX вв. представлени€ о том, как устроена скандинавска€ мифологи€. ¬ частности, весьма доступно рассказывает об эпохе индоевропейской древности и о сопоставлении скандинавских мифов с мифами других народов, говор€щих на индоевропейских €зыках.  роме того, на прот€жении всей книги ѕетрухин верен своей специальности историка и дает немало увлекательных сведений об эпохе викингов. ј дл€ тех, у кого вдруг закружилась голова от обили€ мифологических персонажей, в конце есть специальный указатель имен.

 

1 (183x300, 36Kb)
 

ј. я. √уревич. «Ёдда» и сага

ќдна из существенных проблем судьбы скандинавских мифов — то, что количество подлинных пам€тников весьма невелико по сравнению с морем написанной о них литературы, в котором сами мифы рискуют попросту растворитьс€. ѕокойный јрон яковлевич √уревич, образец непревзойденной среди скандинавистов €сности мышлени€, учел эту проблему. ≈го книга ставит задачу отделить мифы от их ученых толкований. ѕростым доступным €зыком она рассказывает о том, как те или иные мифологические сюжеты интерпретировались разными поколени€ми фольклористов и филологов. Ќередко автор дает волю своему холерическому темпераменту и беспощадно высмеивает предшественников (чаще всего вполне заслуженно).

ќригинальные соображени€ √уревича по поводу мифов менее убедительны, чем его критика чужих концепций, особенно его склонность вс€кий раз, когда кто-то из персонажей убивает кого-то жестоким и необычным способом, усматривать в этом пережитки германских ритуалов жертвоприношени€.  ак большинство скандинавистов, зачарованных образом «мрачной германской древности», он игнорирует параллели с античной мифологией, даже столь очевидные, как параллели между √удрун и ѕрокной (сюжет о жене, котора€ мстит мужу, заставив его съесть их общих детей). ќднако анализ √уревича чрезвычайно полезен — он позвол€ет выработать критический взгл€д, дабы не верить на слово всему, что говоритс€ в энциклопеди€х и комментари€х, и дает читателю пищу дл€ собственных размышлений.

 

2 (194x300, 43Kb)
 

ћ. ». —теблин- аменский. ћиф

ћ. ». —теблин- аменский (1903–1981) может по праву считатьс€ первопроходцем научного изучени€ древнескандинавской культуры в –оссии (дореволюционные опыты в этой области отличались безнадежным дилетантизмом). ѕо образованию будучи лингвистом, он был вынужден стать универсальным знатоком во всех сферах скандинавистики, включа€ мифологию, — ведь поначалу у нас просто не хватало исследователей, достаточно владеющих древнесеверным €зыком, чтобы изучать пам€тники мифологии в оригинале. ≈му принадлежит множество работ по самой различной тематике — от узколингвистических, посв€щенных грамматике и фонетике германских €зыков, до попул€рных очерков об »сландии и исландских сагах.

 нига «ћиф» предлагает взгл€д на скандинавскую мифологию с точки зрени€ общей теории мифа. ƒл€ этого необходимо разобратьс€, что такое миф в принципе. —уществует ли какое-то определение мифа по умолчанию?  ак вы€сн€етс€, ответить на этот вопрос не так просто, поскольку каждый исследователь понимает слово «миф» по-своему. Ќаверное, самое ценное в этой книге то, что —теблин- аменский дает обзор теории мифа, сам при этом не принадлежа к цеху мифологов. ќн в состо€нии сжато изложить существующие объ€снени€ природы мифа и вместе с тем указать «подводные камни» этих объ€снений. „итатель может узнать, что одни исследователи сводили все мифы к иносказательным объ€снени€м природных €влений (например, любой благородный герой, по их мнению, символизировал —олнце), а другие считали миф «болезнью €зыка»: дескать, в какой-то момент люди забывали переносный смысл метафор наподобие «река бежит» и начинали понимать их буквально, обожествл€€ €влени€ природы.

ћногое в книге, разумеетс€, устарело, и в первую очередь любимое убеждение —теблин- аменского, на котором он €ростно настаивал до конца жизни, что средневековью был неизвестен осознанный литературный вымысел и что средневековый книжник должен был считать достоверным всЄ, о чем писал. „итатель и сам заметит парадокс, к которому это неизбежно приводит: получаетс€, что христианин —норри —турлусон должен был верить не только в существование €зыческих богов (ладно, допустим, они были обыкновенными людьми), но и в €зыческую версию сотворени€ мира и его устройства — в јсгард, в дерево »ггдрасиль, в великана »мира… ћиф снова ускользает от простых объ€снений; возможно, этим он и прекрасен.


3 (193x300, 27Kb)

≈. ћ. ћелетинский. «Ёдда» и ранние формы эпоса

Ёта книга отличаетс€ от предыдущих тем, что написана мифологом, специалистом по исторической поэтике, — причЄм в этой области ≈. ћ. ћелетинского можно без преувеличени€ назвать звездой первой величины. ≈сли лингвиста —теблин- аменского и историка √уревича интересовало прежде всего то, что скандинавские мифы могут нам рассказать о мышлении их носителей, то ћелетинскому были интересны сами тексты — пам€тники, сохранившие дл€ нас мифологические сюжеты.

ѕервые страницы книги нынешний читатель может спокойно пролистать: на них вкратце излагаютс€ основные сюжеты скандинавской мифологии, уже знакомые ему (на момент, когда писалась книга, большинство древнегерманских пам€тников не было переведено на русский €зык и попросту оставалось недоступным публике, так что в пересказе была необходимость). «атем ћелетинский обращаетс€ к пам€тникам — песн€м «—таршей Ёдды» и рассказам «ћладшей». ќн рассматривает их в первую очередь как поэтические произведени€, пусть и не «литературные» в современном смысле слова, то есть подчин€ющиес€ законам построени€ сюжета и жанра. ћелетинский пытаетс€ пон€ть саму логику порождени€ мифологического или героического эпоса, устройство его мира.

“ак, он отмечает любопытную закономерность: великаны всегда хот€т получить от богов невест, а боги от великанов — волшебные предметы, но не наоборот. ћиров по эддической космогонии дев€ть, но во многих сюжетах задействованы лишь два. Ёддические сюжеты похожи на волшебную сказку — и вместе с тем не похожи. –азмышлени€ ћелетинского о месте скандинавской мифологии среди традиций народов мира необычайно увлекательны, чему способствует колоссальна€ эрудици€ автора. ¬з€ть хот€ бы неожиданные параллели между мифом об ќдине, похитившим ћЄд ѕоэзии, и кор€кском мифом о вороне, добывающем воду. ¬месте с тем ћелетинский крайне скептичен в отношении кабинетных экзерсисов мифологов XIX — середины XX в., пытавшихс€ реконструировать «праиндоевропейские» сюжеты. ћиф следует изучать в его данности, таким, каким он до нас дошел. ћысль, котора€ сейчас может показатьс€ банальной, но поистине революционна€ полвека назад.

–убрики:   Ќ»√»
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку