-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ћитературный_¬ечерок

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.11.2016
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 9435


—амые вли€тельные книги об образовании

¬торник, 16 ќкт€бр€ 2018 г. 19:28 + в цитатник

10 самых вли€тельных книг об образовании

 

1. ∆јЌ ∆ј  –”——ќ — Ёћ»Ћ№, »Ћ» ќ ¬ќ—ѕ»“јЌ»» (1762)

1 (700x467, 158Kb)
 

ќсновные идеи: ребЄнок как «чистый лист», естественное воспитание, особенный характер детства и порочность цивилизации

«Ёмиль» — это роман-трактат о взрослении и воспитании, вли€ние которого простираетс€ далеко за пределы педагогической сферы. ¬ этой книге –уссо, в сущности, описывает воображаемый педагогический эксперимент. ≈го главный герой должен пройти через обучение, остава€сь при этом здоровым, независимым и свободным человеком. ѕоскольку все общественные институты безнадЄжно испорчены, учитель и ученик должны держатьс€ от них подальше.

¬оспитание должно развивать и совершенствовать естественные порывы и склонности, а не искажать их.

»менно здесь впервые по€вл€етс€ в столь €рком виде образ ребЄнка как чистого и непорочного существа и образ детства как особого периода жизни, столь характерный дл€ европейской культуры. –уссо упрекает тех, кто «посто€нно ищет в ребЄнке взрослого, не дума€ о том, чем он бывает прежде, чем стать взрослым» и призывает:

Ћюбите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту!.. «ачем хотите вы отн€ть у этих невинных малюток возможность пользоватьс€ временем, столь кратким и столь быстро от них утекающим, этим драгоценным благом, злоупотребл€ть которым они ещЄ не умеют?
— ∆ан ∆ак –уссо

ѕосле выхода книги многие матери стали кормить детей грудью, а не отдавать кормилицам, разрешили им бегать босиком по двору и даже приобщать к ручному труду. ѕо€вились специальные образовательные учреждени€, вдохновлЄнные –уссо, а его книга заложила основани€ дл€ педагогической теории на годы вперЄд, хот€ и посто€нно подвергалась критике.

2. »ќ√јЌЌ ѕ≈—“јЋќ÷÷» —  ј  √≈–“–”ƒј ”„»“ —¬ќ»’ ƒ≈“≈… (1801)

2 (700x498, 370Kb)

ѕесталоцци в сиротском приюте, —танц

 

ќсновные идеи: развивающее обучение, природосообразное образование, мать как основной проводник образовательных ценностей

Ётого швейцарского мыслител€ можно считать одним из отцов современной педагогики. ќн сформулировал всеобъемлющую образовательную концепцию, направленную на «формирование человека», в которой знани€ неотделимы от нравственных стандартов и принципов.

÷елью обучени€ должно быть гармоничное развитие личности, главнейшим принципом — согласие с природой, основным методом — упражнени€ и игра.

ћногие идеи, которые мы принимает как данность, впервые были сформулированы именно ѕесталоцци. ќдна из самых важных — это иде€ развивающего обучени€. –ебЄнок не просто усваивает некоторые истины, а познаЄт мир через действие и размышление. ѕоэтому ѕесталоцци сердито критикует отвлечЄнное книжное воспитание, которое не даЄт пищу дл€ ума, а лишь создаЄт видимость понимани€:

ќ век наш!… —воим книжным €зыком ты… вводил ребЄнка в мир призрачных пон€тий, которые придавали в его уме пустым, лишЄнным вс€кой предметной основы словам мнимую и призрачную значимость, в результате чего убивалась та реальна€ значимость, которой должны были в его сознании обладать сами вещи.
— »оганн √енрих ѕесталоцци

ѕрограммным произведением ѕесталоцци стала книга « ак √ертруда учит своих детей». ќна носит подзаголовок «ѕопытка дать матер€м наставление, как самим обучать своих детей». ¬ работе излагаютс€ методы воспитани€, которые вскоре нашли применение во многих школах ≈вропы и —Ўј, а вли€ние идей ѕесталоцци на педагогическую теорию и практику продолжаетс€ и по сей день.

3

3. √≈–Ѕ≈–“ —ѕ≈Ќ—≈– — ¬ќ—ѕ»“јЌ»≈ ”ћ—“¬≈ЌЌќ≈, Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ≈ » ‘»«»„≈— ќ≈ (1861)

 


3 (700x582, 291Kb)
 

ѕортрет √ерберта —пенсера by John Bagnold Burgess.

 

ќсновные идеи: образование как подготовка к общественной жизни, важность науки, рационализм как главна€ ценность

јнглийский философ и просветитель √ерберт —пенсер теперь известен прежде всего как один из основателей социологии и теоретик эволюционизма, но в своЄ врем€ его педагогические идеи пользовались заметным вли€нием.

—пенсер буквально приходил в ужас от того, как слабо образование св€зано с жизненными трудност€ми и проблемами. ќт возвышенных классических образцов нужно было спуститьс€ на землю: научить детей зарабатывать себе на пропитание, следить за собственным здоровьем, служить своей семье, выполн€ть общественные и политические об€занности. »менно —пенсер сформулировал утверждение, которое затем стало аксиомой дл€ педагогики:

ѕодготовить нас к полноценной жизни — это задача, которую должно выполнить образование.

»ными словами, образование должно быть ориентировано на практические потребности «человека и гражданина», живущего в современном обществе. ѕуть воспитани€ — от простого к сложному и от конкретного к абстрактному. »деалом дл€ —пенсера €вл€етс€ научное образование, основанное на логике и рациональности. Ёти взгл€ды и нашли своЄ выражение в книге «¬оспитание...», котора€ выдержала множество переизданий, была переведена на многие €зыки и широко использовалась при подготовке учителей.

44. Ћ”»«ј ќЋ ќ““ — ћјЋ≈Ќ№ »≈ ∆≈Ќў»Ќџ (1869)

4 (700x393, 271Kb)

 адр из экранизации CBS 1994 года.

 

ќсновные идеи: нравственность, совместное обучение и взаимопомощь как основа воспитани€

»м€ американской писательницы Ћуизы ќлкотт вы вр€д ли встретите в хрестомати€х по философии или теории педагогики, зато еЄ книги продавались миллионными тиражами по всему миру, были неоднократно экранизированы и продолжают пользоватьс€ большой попул€рностью даже сегодн€.

–оман «ћаленькие женщины», как и его продолжени€, рассказывает о нравственном воспитании в семье ћарч, прототипом которой стала собственна€ семь€ ќлкотт. ƒействие крутитс€ вокруг домашней школы ѕламфилд, в которой учатс€ четыре девочки подросткового возраста. »х обучение строитс€ не на знани€х, а на личной ответственности, умении помогать друг другу, способности любить, справл€тьс€ с трудност€ми и жизненными преп€тстви€ми.  ниги ќлкотт проникнуты христианскими ценност€ми. Ќо попул€рными они стали в первую очередь благодар€ живому €зыку и доброй иронии автора:

— ƒа благословит Ѕог девочек и мальчиков! «наете, — задумчиво добавил он, легонько потрепав ƒжо по щеке, — иногда мне кажетс€, что все вы только дл€ того и существуете на свете, чтобы трепать нам нервы. » всЄ-таки без вас жизнь лишилась бы вс€кого смысла.
— Ћуиза ћэй ќлкотт

  1880 году ќлкотт называли «самой попул€рной и преуспевающей женщиной-литератором в јмерике». ≈Є читала вс€ образованна€ јмерика, вокруг еЄ произведений сложилась цела€ индустри€. ’от€ книги ќлкотт стали восприниматьс€ как источник ценных педагогических идей только в последние дес€тилети€, они сильно повли€ли на то, что обычные люди думали об образовании, воспитании, его нравственных ценност€х и идеалах.

5

5. ћј–»я ћќЌ“≈——ќ–» — ƒќћ –≈Ѕ≈Ќ ј. ћ≈“ќƒ Ќј”„Ќќ… ѕ≈ƒј√ќ√» » (1909)

 


5 (700x593, 206Kb)
 

ћари€ ћонтессори, 1940-е годы.

 

ќсновные идеи: обучение через открыти€, подготовленна€ среда, школа как второй дом

»м€ ћарии ћонтессори, пожалуй, не нуждаетс€ в особом представлении: школы и методы, названные честь этого италь€нского педагога, распространены в –оссии так же, как и по всем миру.

ќсновной принцип педагогики по ћонтессори состоит в том, чтобы предоставить ребЄнку полную свободу, лишь направл€€ его развитие и устран€€ преп€тстви€ на пути, который ребЄнок проделывает самосто€тельно.

¬ книге «ћой метод» ћонтессори излагает основы своей педагогической системы, к тому моменту прошедшей двухлетнюю проверку на практике. ≈Є методы в первую очередь касаютс€ начальной школы и воспитани€ детей от 6 до 10 лет. ћонтессори акцентирует внимание на том, каждый ребЄнок — это уникальна€ личность, воспитание — это процесс саморазвити€, который должен проходить в специальным образом подготовленной среде. ќтсюда еЄ модель «обучени€ через открыти€»:

—екрет свободного развити€ ребЄнка в том, что он сам находит свою духовную пищу, повину€сь глубинному импульсу, сравнимому с тем могучим инстинктом, который заставл€ет новорожденного припадать к материнской груди. Ёто неодолимое стремление наилучшим образом обеспечивает внутренние потребности малыша.
— ћари€ ћонтессори

–абота по методам ћонтессори предполагает, что мы не даЄм ребЄнку пропустить ни один из сензитивных периодов, т. е. тех периодов, когда ребЄнок естественно и легко приобретает какие-то навыки и способности. Ўкола должна стать дл€ ребЄнка вторым домом, естественной средой обитани€, в которой происходит свободное развитие его естественных склонностей.

 онцепции ћонтессори, как и любые вли€тельные идеи, неоднократно критиковались (в особенности за переоценку важности специальных аксессуаров и сенсорных устройств), но важность еЄ работ дл€ современного педагогического мышлени€ не оспаривает никто.

6

6. ƒ∆ќЌ ƒ№ё» — ƒ≈ћќ –ј“»я » ќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈ (1916)

6 (700x693, 247Kb)

ќсновные идеи: образование как основа демократии, инструментальна€ педагогика, школа как общество в миниатюре

ƒжона ƒьюи можно назвать одним из самых вли€тельных мыслителей первой половины XX века. ≈го взгл€ды на образование, политику и общественные процессы во многом до сих пор определ€ют наш интеллектуальный климат. ¬ основе этих взгл€дов лежал прагматизм — представление о том, что люба€ иде€, ценность или социальный институт укоренены в практических обсто€тельствах человеческой жизни. »стина — это то, что находит в этой жизни практическое применение.

ѕедагогическа€ теори€ ƒьюи исходит из тезиса, противоположного тезису —пенсера: образование — не подготовка к жизни, образование и есть жизнь.

ќбразование должно суммировать человеческий опыт и обращатьс€ к опыту ребЄнка, чтобы помочь ему построить на этой основе знание. ƒьюи первым выдвинул идею «инструментальной» педагогики, в которой основным инструментом образовани€ должно быть осмысленное действие, через которое ребЄнок постигает мир.  роме того, ƒьюи был одним из самых €рких защитников демократических ценностей, которые он распростран€л и на систему образовани€. »менно изменение школьной системы, по его мнению, должно сделать общество более свободным и прогрессивным:

¬ демократическом обществе цель образовани€ — дать человеку возможность продолжать образование, или, иначе, что цель и награда учени€ — продолжение возможности расти… ѕоэтому в наших поисках цели образовани€ мы и не пытались найти еЄ вне самого образовательного процесса.
— ƒжон ƒьюи

»деи ƒьюи повли€ли на педагогические взгл€ды почти всех теоретиков образовани€, живших после него, но воплощались на практике отнюдь не так часто. ¬ то же врем€ ƒьюи был основателем одной из первых экспериментальных школ, основанных на демократических ценност€х. ≈го книги «ƒемократи€ и образование», «ќпыт и образование» — классика педагогической мысли, которую нельз€ обойти стороной.

7

7. јЋ≈ —јЌƒ– Ќ»ЋЋ — —јћћ≈–’»ЋЋ (1960)

 


7 (700x481, 410Kb)

Ўкола —аммерхилл в 1993 году.

ќсновные идеи: эстетическое воспитание, отсутствие принуждени€ и самоуправление как основа обучени€

Ѕританский новатор в области образовани€ јлександр Ќилл ещЄ в 1921 году основал школу, «котора€ подстраиваетс€ под ребЄнка», а не наоборот. ¬ этой школе господствуют принципы самоуправлени€: общие вопросы решаютс€ коллективно на собрани€х учеников и учителей, а главное внимание удел€етс€ не традиционным образовательным предметам, а эстетической сфере.

¬ искусстве Ќилл видел источник воображени€, творчества и эмоционального благополучи€.

Ќаиболее известна€ книга Ќилла, написанна€ уже в 1960 году, суммирует основные идеи его образовательной философии. √лавное условие успешного обучени€ — лична€ свобода ребЄнка. Ќаказание дл€ него «всегда €вл€етс€ актом ненависти», принуждение — самый страшный враг независимого мышлени€. √лавные ценности образовани€ дл€ него — не интеллектуализм, а ощущение внутреннего благополучи€, эмоциональна€ свобода и самосто€тельность ребЄнка.

ћы хотели создать школу, где ребЄнок был бы самим собой, дл€ чего полностью отказались от соблюдени€ правил, инструкций указаний, нравоучений, религиозных наставлений.
— јлександр —азерленд Ќилл

—пуст€ более чем 40 лет со дн€ смерти јлексадра Ќилла школа «—аммерхилл», основанна€ на его иде€х, продолжает работать, а его взгл€ды на систему обучени€ привлекают всЄ новые и новые поколени€ педагогов.

8

8. ƒ∆≈–ќћ Ѕ–”Ќ≈– — ѕ–ќ÷≈—— ќЅ”„≈Ќ»я (1960)

 


8 (700x466, 217Kb)
 

ƒжером Ѕрунер в 1983 году.

 

ќсновные идеи: внимание к структуре, а не содержанию знани€, когнитивные процессы как основа педагогики, спиралевидное обучение

–аботы этого американского психолога и педагога важны в первую очередь с точки зрени€ того, как мы себе представл€ем когнитивные основы обучени€. ≈го ключева€ книга «ѕроцесс обучени€» написана по итогам почти эпохальной научной конференции 1959 года, на которой присутствовали ведущие педагоги, психологи, представители естественных и социальных наук.

¬ этой книге Ѕрунер призывает перейти от преподавани€ конкретных фактов к признанию важности структуры самого знани€, ведь понимание того, «как нечто сложено, гораздо ценнее тыс€чи фактов об этой вещи». »менно здесь была предложена знаменита€ концепци€ спиралевидного учебного плана: основные темы впервые по€вл€ютс€ в младшей школе, а затем повтор€ютс€ в старших классах на более сложном уровне.

»менно така€ организаци€ учебного знани€ лучше всего соответствует потребност€м человеческого мышлени€. ќсновным вопросом педагогики становитс€ то, как преобразовать систему обучени€ так, чтобы она соответствовала нашим представлени€м о человеческой психике и механизмах познани€.

ƒе€тельность учЄного за его письменным столом или в лаборатории, де€тельность литературного критика при чтении поэмы — это де€тельность того же пор€дка, что и де€­тельность любого человека, когда тот зан€т подобны­ми вещами, если перед ним стоит задача достигнуть понимани€ определенных €влений… Ўкольник, изучающий физику, €вл€етс€ физиком, и дл€ него легче изучать науку, действу€ подобно учЄному-физику, чем делать что-либо ещЄ.

»менно Ѕрунер стал проводником «когнитивной революции» в мире педагогических идей.  урс «„еловек», созданный под его руководством, нагл€дно продемонстрировал: передовые научные теории действительно можно использовать на школьном уровне, добива€сь при этом значительных результатов.

9

9. ѕј”Ћ” ‘–≈…–≈ — ѕ≈ƒј√ќ√» ј ”√Ќ≈“®ЌЌџ’ (1968)

9 (700x520, 173Kb)
 

ќсновные идеи: образование как практика освобождени€, метод осознани€ и критического диалога

ѕаулу ‘рейре до сих пор остаЄтс€ наиболее значительным представителем критической педагогики. ≈му удалось не только сформулировать целостную концепцию образовани€ как политического действи€, направленного на установление равноправи€ и борьбу с угнетением, но и воплотить еЄ в жизнь.

— точки зрени€ философии ‘рейре, образование — это способ формировани€ независимого, свободного человека, способного самосто€тельно творить свою историю.

ѕедагогический процесс — это процесс осознани€ базовых предпосылок культуры и мышлени€, который даЄт возможность их критического пересмотра и изменени€. »зменитс€ способ мышлени€ — изменитс€ и реальность.

ѕедагогика угнетЄнных должна быть изобретена не дл€ угнетЄнных (будь то индивиды или целые народы), но вместе с ними, в непрестанной борьбе за восстановление их человеческих качеств. “огда притеснение и его причины станут объектом размышлени€ самих угнетЄнных, открыв им путь к свободе.
— ѕаулу ‘рейре

‘рейре не был просто кабинетным теоретиком. ќн участвовал в развитии народного бразильского образовани€, которое во многом основывалось именно на его методах. ƒаже если отвлечьс€ от политического контекста, в котором возникли идеи критической педагогики, дл€ нас они сохран€ют свою важность и сегодн€.

1

10. »¬јЌ »ЋЋ»„ — ќ—¬ќЅќ∆ƒ≈Ќ»≈ ќ“ Ў ќЋ (1971)

10 (700x473, 193Kb)

ќсновные идеи: критика формальной системы обучени€, критика прогресса как взаимного отчуждени€, образование через личные св€зи

»ван »ллич — один из самых радикальных критиков современной образовательной системы. ¬ 1970-е годы вокруг его книг разгорались нешуточные страсти. ћногим они помогли иначе посмотреть на школу — как на государственный институт, который неправомерно присваивает себе право на передачу знани€ и «изготовление» новых членов общества.

ќбразование плохо не само по себе, а только тогда, когда оно становитс€ ритуалом и отвлечЄнным культом.

Ќужно если не уничтожить школы, то дать учител€м возможность выходить за пределы школьной программы, становитьс€ наставниками. ѕодлинное обучение возможно только за пределами формальных структур и предписаний, куда его искусственно загон€ют.

Ўкола стала мировой религией модернизированного пролетариата и раздаЄт пустые обещани€ спасени€ бедн€кам технологической эры. Ќациональные государства прин€ли эту религию и обеспечили всеобщий призыв всех граждан на службу учебному плану, последовательно ведущему к дипломам — наподобие древних ритуалов инициации и служени€ культу.
— »ван »ллич

–аботы »ллича давно не вызывают такой бурной реакции, как несколько дес€тков лет назад: они приобрели ценность авторитета и цитируютс€ на страницах престижных изданий. Ўкола тем временем всЄ сильнее утрачивает монополию на знание. » думать обо всех этих процессах без книги »ллича уже нельз€.

–убрики:   Ќ»√»
ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку